Версия для слабовидящих:



Внимание! Официальный сайт МАОУ СОШ №11 г.Балаково Саратовкой области
теперь расположен на новой единой платформе ГосВеб https://school11balakovo.gosuslugi.ru/
   
Новости / Как помочь ребёнку научиться решать простые арифметические текстовые задачи?
Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас на сайте МАОУ СОШ №11
Как помочь ребёнку научиться решать простые арифметические текстовые задачи?
03.11.2017

Лекция для родителей начальной школы "Как помочь ребенку научиться решать простые арифметические текстовые задачи?"

Храброва Лидия Николаевна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 

Стремясь поскорее отделаться от уроков, многие школьники даже не пытаются вникнуть в суть  задачи, а попросту наугад выполняют какое-нибудь арифметическое действие с заданными числами. Этот, зачастую абсурдный, результат жонглирования цифрами потом записывается как ответ, и домашнее задание объявляется готовым. Наши попытки внести ясность, добиться понимания задачи встречают яростный отпор: «Я все равно ничего не пойму!». Ребенок не хочет вдумываться в задание, заранее решив, что это слишком сложно.

Известный математик Д. Пойя советует: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Но это не значит, что нужно бездумно решать огромное количество задач. Полезнее выполнять немного заданий, но при этом само их решение должно содержать изучение структуры предложенных задач и выявление используемых общих методов и приемов.

Пока ребенок обучается в начальной школе, его надо научить выделять в задаче условие и вопрос. Условие – это то, что известно, а вопрос – это то, что надо найти.

В условии и вопросе необходимо выделить главные слова. Как правило, это действия: было, приехали, купили, подарили, осталось и т. п. Но главными словами могут быть и, например, два ребенка: Маша и Миша, Петя и Сережа, или два предмета: магазины, ларьки, дома и т. п. На этом этапе важно, чтобы ребенок образно представил то, о чем говорится в задаче.

Затем надо показать ребенку смысл этих слов. Слова – было, всего, купили, и, стало, на …больше – указывают на сложение. Слова – продали, уехали, осталось, на …меньше – указывают на вычитание. Разложили, раздать, в … меньше – это деление. Если вопрос начинается со слов «На сколько…», то это указание на действие вычитания.

Некоторые учебники по математике оперируют терминами «часть» и «целое». Было, всего, стало – эти слова указывают на «целое», а остальные слова – на «часть». Зная об этом, Вашему маленькому ученику будет проще начертить схему к задаче.

Когда  появилась схема, которая содержит условие и вопрос, подумайте вместе с ребенком: можно ли сразу ответить на поставленный вопрос, все ли нам известно для ответа на этот вопрос или что-то еще требуется узнать?

После этого Вы помогаете ребенку выделить промежуточные вопросы в задаче. Ведь сколько ребенок вопросов найдет, столько и действий в этой задаче. Здесь важно обсудить, с помощью какого математического действия будете искать ответ на этот вопрос. Так составляется план решения задачи.

Особую роль в решении задач играет заключительный анализ решенной задачи, т. е. ребенку необходимо еще раз рассказать, как он решал задачу и почему выбрал то, или иное математическое действие. Пользуйтесь памяткой!

ПАМЯТКА «КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ» 

1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.
2. Выдели условие и вопрос.
3. Запиши условие кратко или выполни чертёж.
4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и запиши ответ задачи.

Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении задачи:
Анализ задачи.
1. Известно, что … (расскажи условие задачи)
2. Надо узнать… (повтори вопрос)
3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …
4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…
5. Поэтому в первом действии мы узнаем …
6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … ( какое действие выполняем)
7. Ответ ...

Кроме этого есть разные способы упростить задачу. Например:

  1. «Смените тему» - вместо деталей и бензина считайте конфеты.
  2. Уменьшите числа до цифр от 1 до 10. Решите. А теперь пересчитайте, подставив исходные значения (нужно будет выполнить те же действия, но с другими числами).
  3. Сложную задачу лучше поделить на несколько простых (поставить вопрос к каждому действию). И решить последовательно.
  4. Для наглядности можно задачу лепить из пластилина, выкладывать конфетками, игрушками, разыгрывать в лицах

Следует помнить:

  • прежде чем приступить к решению, ребенку стоит повторить своими словами, о чем задача и что требуется посчитать;
  • перед тем, как записать ответ, полезно еще раз прочитать вопрос.

Предложите ребенку решить похожую задачу самостоятельно. Обсудите с ним, чем задачи похожи и чем отличаются. Как эти различия повлияли на решение задачи? Почему задачи решаются одинаково? Попробуйте дать задачу, которая будет решаться иначе. Дайте ребенку возможность подумать, почему эта задача решается, например, сложением, когда две предыдущие Вы решали вычитанием.

         Возникает вопрос, где взять «похожие» и «различные» задачи? Воспользуйтесь сборником задач О. В. Узоровой, Е. А. Нефедовой «2500 задач для начальной школы».

 


Число прочтений: 904
Директор школы: Пешкова Лариса Викторовна
Наш адрес: 413840, Саратовская область г.Балаково, ул.Минская 59
Тел./факс: 8 (8453) 62-00-60  секретарь, директор.
E-mail: school11balakovo@yandex.ru www.school11balakovo.ru 
Создание сайта: "Балаковский интернет-центр" © 2010-2024